Пути развития ядерной энергетики.

бы, такой маленький реактор можно установить на любой транспортной установке, даже на легковом автомобиле. Однако этот реактор, так же как и любой другой, излучает очень большое количество нейтронов и гамма-лучей. Для того чтобы оградить водителя, пасса­жиров и даже прохожих от этих опасных излучений, надо окружить пятнадцатилитровый реактор слоем бетона или другого равноценного по поглощению материала толщи­ной не менее полутора — двух метров.

Нечего, конечно, и думать об установке такого реак­тора на легковом и даже на грузовом автомобиле. При­менение атомных двигателей на малых транспортных установках является пока делом будущего. Не следует

clip_image008

Рис. 67. Атомный теплоэлектровоз

обольщаться надеждой на то, что удастся когда-нибудь найти легкий материал, тонкий слой которого сможет поглотить излучения реактора. Таких материалов в при­роде не существует. Надо искать другие пути получения и использования атомной энергии.

Имеется реальная возможность построить атомный теплоэлектровоз (рис. 67). Такое сооружение будет пред­ставлять собой небольшую атомную электростанцию на колесах, в которой газовая турбина приводится во вра­щение горячими газами, выходящими из труб ядерного реактора. На одном валу с турбиной находится компрес­сор, нагнетающий газ в ядерный реактор, а также элек­трический генератор, питающий электромоторы тепло­воза.

Коэффициент полезного действия такого тепловоза мо­жет достигать 30—35 процентов. Необходимо только учесть, что газ, проходящий через реактор, становится радиоактивным и выпускать его в атмосферу нельзя.

Газ, выходящий из газовой турбины, нагнетается ком­прессором обратно в реактор, где он вновь нагревается, и цикл повторяется.

Такой тепловоз, увлекая за собой большой состав вагонов, будет, вероятно, в ближайшем будущем пересе­кать огромные пространства нашей страны.

Надо полагать, что неда­леко то время, когда атом­ные двигатели начнут при­меняться и для воздушных сообщений. Самое удиви­тельное заключается в том, что атомный авиационный двигатель будет незначитель­но отличаться от реактивного двигателя современных са­молетов.

Реактивный двигатель (рис. 68) содержит два основных элемента: камеру сгорания, где происходит сжигание топлива, и выхлоп­ное сопло, куда направляются раскаленные газы. Так же как и двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель превращает тепловую энергию в механическую. Только тяга здесь создается не за счет винта, а за счет реакции отбрасываемого двигателем потока газов. Чем выше температура газа, тем больше

Страница 6 of 8« First...67...Last »