Атомная энергия наших дней

базы, встречает ка­раваны судов в наиболее опасных местах и прокладывает им путь в тяжелом, а подчас и в сплошном льду. За это время мощный двигатель ледокола поглощает огромное количество топлива, которое доставляется ему специаль­ными грузовыми судами.

В шестом пятилетнем плане развития народного хо­зяйства СССР предусмотрено строительство ледокола с атомным двигателем.

Советские ученые и судостроители разработали техни­ческий проект и завершили сооружение такого корабля, предназначенного для работы в Арктике. Такой ледокол (рис. 72) позволит изменить условия ледового плавания, продлит сроки навигации в северных морях. Судоходными станут трассы, проходящие в тяжелых льдах.

Значительно расширятся исследования в Полярном бассейне. И, как знать, может быть, этот ледокол достиг­нет Северного полюса. Ведь об этом мечтал еще знаме­нитый русский полярный мореплаватель С. О. Макаров,

Атомный двигатель даст ледоколу ряд преимуществ. При тех же размерах его мощность может превышать мощность ледоколов на химическом топливе в полтора — два раза. Он сможет плавать без захода в порты для бун­керовки в десять — двенадцать раз дольше.

В обычных ледоколах около 30 процентов грузоподъ­емности судна составляют запасы топлива, исчисляемые тысячами тонн. Суточный расход топлива превышает сто тонн. А на атомном ледоколе суточный расход — это граммы «горючего». Поэтому район плавания атомного ледокола почти неограничен.

clip_image002

Рис. 72. Модель советского ледокола с атомным двигателем

Кроме того, часть корабля, которая раньше предна­значалась для запасов топлива, может теперь использо­ваться под установку более мощных двигателей и для конструкций, увеличивающих прочность корпуса. Ледо­кол будет преодолевать льды, которые для обычных ледо­колов считаются непроходимыми. Советский атомный ле­докол будет иметь главные двигатели мощностью 44 ты­сячи лошадиных сил. Его водоизмещение составит 16 ты­сяч тонн.

Общие экспедиционные запасы, которые атомный ко­рабль сможет взять на борт (ядерное топливо, продукты питания и прочее), достаточны, чтобы ледокол в течение года находился в плавании. Там будут созданы все условия для научной работы, труда и культурного отдыха.

Научные работники и экипаж разместятся в очень удобных одноместных и двухместных каютах. На корабле предусматривается кают-компания, салоны, клуб, кино­установка, читальный зал и медицинские кабинеты, осна­щенные современной лечебно-профилактической аппара­турой. Помещения корабля будут совершенно надежно защищены от радиоактивных

Страница 4 of 5« First...45