Атомная энергетика за рубежом.

преодолимы, так как размеры судов до­вольно велики. Английская фирма «Роллс-Ройс» предло­жила один из типов атомных двигателей для больших морских судов. Реактор охлаждается жидким натрием. Для превращения ядерной энергии в электрическую используется газовая турбина низкого давления. В каче­стве рабочего газа используется гелий. Гелий имеет зна­чительные преимущества перед воздухом вследствие очень малого поглощения нейтронов и более высокой теплопро­водности. Схема атомного двигателя приведена на рис. 84*

clip_image026

Рис. 84. Схема атомного двигателя для морских судов: 1 — предварительное охлаждение газа; 2 — промежуточное охлаждение газа; 3 — компрессор низкого давления; 4 — компрессор высокого давления; 5 — вто­ричный теплообменник; 6 — к первичному теплообменнику; 7 — гелиевый контур газовой турбины с замкнутым циклом; 8— турбина компрессора; 9 — турбина низкого давления; — нагрузка; 11—теплообменник для возврата тепла в первичный контур; 12 — первичный натриевый контур

Гелий при температуре 21 С и давлении 15,4 атмосферы поступает в компрессор низкого давления, затем прохо­дит через промежуточный холодильник, откуда попадает в компрессор высокого давления. Сжатый до 42,5 атмо­сферы при температуре 96° С гелий направляется во вто­ричный теплообменник, где нагревается до температуры 662° С. Нагретый газ проходит через две последова­тельно соединенные турбины. Часть энергии он отдает турбине, приводящей в движение компрессоры и турбину низкого давления, соединенную с валом — винтом ко­рабля или генератором электрической энергии. Мощность на валу 11 ООО киловатт. После главной турбины гелий отдает свое остаточное тепло теплообменнику включен­ного в контур жидкого натрия, охлаждающего реактор. В конечном счете остаточная энергия газа после турбины используется во вторичном теплообменнике для нагрева­ния рабочего газа.

За последнее время в ряде стран проводятся исследо­вания, направленные на создание самолета с атомным двигателем. Задачи, возникающие при конструировании самолетов с атомным двигателем, являются, по-видимому, наиболее трудными за всю историю самолетостроения. Основные трудности связаны с отводом тепла от реак­тора и эффективным использованием его в различных двигателях: турбовинтовых, турбореактивных и ракетных, а также с необходимостью уменьшить вес и габариты биологической защиты. Вместо защиты, общей для реак­тора и двигателя, американцы, например, предполагают использовать раздельную защиту. США располагают опытным самолетом (В-36), на котором установлен

Страница 8 of 9« First...89