Атомная энергетика за рубежом.

кладовые; 9 — мостик; 10 — перископная; И — каюта командира; 12 — офицерская кают-компания; 13 — камбуз; 14 — кубрики для команды; 15 — торпедный отсек

Военно-морской флот США пополнился первой атомной подводной лодкой, получившей название «Наутилус» (рис. 83). Водоизмещение лодки 2700 тонн.

Источником энергии служит ядерный реактор на тепло­вых нейтронах типа STR, уже описанный нами в преды­дущей главе. В качестве замедлителя и первичного тепло­носителя используется обычная вода под высоким дав­лением. Вода проходит последовательно через активную зону реактора и теплообменник. Вторичная вода, находя­щаяся в теплообменнике, превращается в пар, исполь­зуемый для работы паровых турбин. Силовое оборудо­вание подводной лодки размещено в двух отсеках. В одном отсеке установлены ядерный реактор и теплооб­менник. В машинном отделении находятся две паровые турбины, здесь же размещены турбогенераторы, снабжа­ющие подводную лодку электроэнергией, и главный пульт управления механизмами машинного и реактор­ного отсеков. В случае аварии двигатель подводной лодки может работать от аккумуляторной батареи или от генератора, приводимого в движение дизелем. Безопас­ность команды при работе реактора обеспечивается спе­циальной защитой. По рекламным сообщениям американ­ской печати, эта защита якобы настолько эффективна, так снижает интенсивность излучения, что члены экипажа при непрерывном многолетнем плавании получат меньшую дозу излучения, чем они получают за свою жизнь в ре­зультате действия космических лучей и естественной ра­диоактивности земли. «Наутилус» снабжен специальными приборами, контролирующими радиоактивные излучения. Приборы реагируют на повреждение труб в теплообмен­нике, предупреждают о проникновении радиоактивного теплоносителя первичного контура в незащищенный паро­вой контур. Индикаторы радиоактивности могут обеспе­чить невозможность спуска радиоактивной воды во время стоянки в доке или других местах, где это создает опас­ность для людей.

21 июля 1955 года в США была спущена на воду вто­рая подводная лодка—«Морской волк»—с атомным дви­гателем. Водоизмещение лодки — 3260 тонн, длина — около 100 метров и диаметр — 9,15 метра. Реактор под­водной лодки работает на промежуточных нейтронах. В качестве горючего используется обогащенный уран. Замедлителем служит графит, теплоносителем — жидкий натрий. США строят еще семь различных подводных ло­док с атомным двигателем.

Создание атомных двигателей для транспортных уста­новок — задача более трудная, нежели строительство стационарных энергетических установок. Эти трудности связаны главным образом с весом и размером биологиче­ской защиты реактора. Для крупных кораблей эти труд­ности вполне

Страница 7 of 9« First...78...Last »