Шум

 

Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, тарахтенье телеги, визг пилы, мощные удары молота нам неприятны и нередко раздражают и утомляют.

Таким образом, по действию, производимому на нас, все звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем отличаются они друг от друга?

Чистый музыкальный звук всегда имеет определён­ную высоту. Это как бы организованная звуко­вая волна. Напротив, в шуме царит полный беспорядок. Прислушайтесь, например, к дневному шуму городской улицы. В нём вы услышите и краткие быстро исчезаю­щие высокие звуки, и длительный низкий гул, и резкий лязг. Шум—это множество самых различных, одновре­менно несущихся звуков. Чем быстрее и резче изменя­ются их высота и сила, тем неприятнее на нас действует шум.

Каждый из вас легко обнаружит разницу между зву­ком рояля и скрипом сапога. Но не всегда можно про­вести резкую границу между музыкальным звуком и шумом. В шуме очень часто можно уловить музыкаль­ные звуки. В свою очередь, и к музыкальным звукам всегда примешивается шум. От него не свободно даже самое искусное музыкальное исполнение. Попробуйте внимательно прислушаться к игре на рояле, и вы услы­шите, кроме звуков музыки, и стук клавишей, и удары пальцев по ним, и шелест переворачиваемых нотных листов. Точно так же и к пению всегда примешивается шум дыхания певца. Но обычно мы сосредоточиваем своё внимание на звуках самой музыки и не замечаем этого шума.

Получить чистый звук со строго определённой ча­стотой колебания, даже при полном отсутствии посто­ронних шумов, очень трудно, и вот почему. Любое коле­блющееся тело издаёт не только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других частот. Эти «спутники» всегда выше основного звука и называются поэтому обертонами, то-есть верхними тона- м и. Однако не стоит огорчаться существованием этих «спутников». Именно они-то и позволяют нам отличать звук одного инструмента от другого и голоса различных людей, если даже они равны по высоте. Каждому звуку обертоны придают своеобразную окраску или, как гово­рят, тембр. И если основной звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук кажется нам мягким, «бархатным». Когда же обертоны значительно выше основного тона, мы говорим о не­приятном «металлическом» голосе или звуке.

Причина появления обертонов сложна. Она лежит в физической природе колебания тел, и мы не станем её здесь рассматривать.

Шум вредно отражается на здоровье и работоспо­собности людей. Человек может работать при шуме, при­выкает к нему, но продолжительное действие шума вы­зывает утомление, часто приводит к понижению остроты слуха, а в отдельных случаях и к глухоте. Поэтому борьба с шумом — очень важная задача.

Развивая технику, человек старается свой мускуль­ный труд заменить работой машины. А применение машин, как иногда представляют себе, влечёт за собой увеличение шума. Неверно, однако, думать, что чем выше техника и чем больше механических средств при­меняет человек, тем больше он подвергает себя воздей­ствию шума. История развития техники показывает, что с улучшением действия отдельных механизмов снижается или совсем устраняется шум при их работе. Вместе с изобретением новых машин открываются и новые пути борьбы с шумом. Действительно, паровая машина усту­пает своё место бесшумной турбине, грохочущий локо­мотив старой конструкции — менее шумному современ­ному паровозу и электровозу. На смену звуковым сигна­лам, гудкам, свисткам, звонкам, там, где это возможно, приходят световые сигналы. Моторы, машины, дающие много шума, закрываются поглощающими звук оболоч­ками, ставятся на особые фундаменты и т. д. Чтобы ослабить шум внутри помещений, на стены вешают ковры, драпируют двери и окна. Телефонные будки обивают войлоком или прессованными пробковыми плитами.

Но защититься полностью от внешнего шума очень трудно. Ведь звук проникает внутрь зданий не только по воздуху. Он пробирается и через стены, по водопро­водным и канализационным трубам, через вентиляторы. Когда нужно полностью устранить всякий шум, напри­мер, при граммофонной записи или записи звуковых кинофильмов, строят специальные здания с особым фун­даментом. В этих зданиях отдельные комнаты как бы «плавают» на упругих прокладках или пружинах. Двой­ные стены, изолированные одна от другой, двойные или даже тройные окна и двери, полное отсутствие щелей— вот какие сложные меры приходится применять для полного ограждения от шума.

Category: Разное