Радиомаяки

 

Только что рассмотренный способ радиопеленгации недостаточно точен.

Для более надёжного определения курса самолёта применяются радиостанции специальной конструкции, так называемые радиомаяки. Они позволяют само­лёту весьма точно определять правильное направление

clip_image002

Рис. 17. Определение местоположения при помощи радио

своего движения. Из многочисленных типов радиомая­ков опишем простейший, в котором используется «р а в- носигнальный» метод.

Пусть самолёт должен лететь из места А (рис. 18) в место В по линии АВ. На равных расстояниях от В располагаются две одинаковые по мощности радио­станции Сі и С2. Одна из них (например Сі) посылает сигналы, соответствующие букве «а» телеграфной азбуки Морзе, другая (станция С2) — сигналы, соответ­ствующие букве «я». Во времени сигналы распределены так, что когда передаёт одна из станций, то другая молчит, и наоборот.

Штурман самолёта, принимая эти сигналы, слышит более сильный звук, соответствующий радиосигналам той станции, которая ближе к самолёту. Так, если са­молёт летит в направлении ДВ, то сильнее слышна буква «а». Если же самолёт находится на правильном курсе АВ, то оба сигнала воспринимаются одинаково

громко; они сливаются в один общий непрерывный звук по­стоянной силы (отсюда на­звание метода — равносиг- н а л ь н ы й).

Подобные радиомаяки уста­навливаются при входах в га­вани, в аэропорты и т. д.

Радиомаяки использовались для направления советских са­молётов при героических полё­тах Чкалова и Громова из Москвы в Соединённые Штаты Америки через Северный полюс; они же направляли са­молёты экспедиции Шмидта — Папанина на Северный полюс.

При помощи других специальных радиомаяков можно указывать лётчику правильную высоту полёта, что позволяет обеспечить «слепую» посадку самолёта в условиях ночной темноты, тумана, снегопада и т. д.

clip_image004

Рис. 18. Определение на­правления движения равносигнальным методом

Наиболее современные радиостанции работают на более сложном принципе, частично описанном в следую­щей главе. Они устанавливаются в настоящее время на побережье морей и океанов, в частности, на бе­регах Европы и Америки. Эти станции должны обеспечить мореплавание в Атлантическом океане таким образом, что корабль, плывущий из Европы в Америку, половину пути направляется европейскими радиостан­циями, а затем попадает в область действия американ­ских, ни на минуту не теряя возможности определить при помощи радио своё местонахождение. Точность опреде­ления положения с помощью этих замечательных уста­новок, представляющих последнее слово радиотехники, поразительно велика: на расстоянии около 2000 кило­метров от берега ошибка в определении местоположения не превышает сотен метров! При приближении к берегу эта ошибка ещё уменьшается.

Category: Разное