Музыка

 

Звуки музыки вызывают в нас самые различные пере­живания: чувство радости, бодрости, подъёма сил или же, наоборот, задумчивость и грусть.

Музыка — одно из старейших искусств. Со времён глубокой древности человеку было знакомо наслажде­ние, вызываемое определёнными музыкальными созву­чиями. Музыка с такой необъяснимой силой действовала на человека, что наши далёкие предки считали её даром богов.

Есть прекрасное древнегреческое сказание о певце Орфее. Звуками лиры и своими песнями он усмирял диких зверей, удерживал потоки вод и заставлял следо­вать за собой скалы и леса.

Историки предполагают, что первые музыкальные произведения были простыми чередованиями нескольких звуков или подражанием крику животных и пению птиц. Музыкальные инструменты возникли из тех хозяйствен­ных предметов, которыми люди пользовались в древно­сти. Человек замечал, что тетива охотничьего лука зве­нит при пуске стрелы, что обычный охотничий рог может передать несложную мелодию, что при ударе металла о металл часто получаются приятные звуки. Музыкально одарённые люди не проходили мимо этих наблюдений, и певучая тетива выросла в арфу, лиру, скрипку, а охотничий рог— в различные духовые инструменты. Возникли и ударные инструменты: кастаньеты, бубны, барабаны—в них музыкальные звуки вызываются про­стыми ударами. Взгляните на рис. 8; трудно догадаться, что эта одинокая струна и лук должны изображать скрипку. Много было положено труда и накоплено опыта, прежде чем такая скрипка превратилась в совер­шеннейший музыкальный инструмент. Размеры и форма

clip_image002

Рис. 8. Африканская скрипка

скрипки и материал для корпуса и струн подбирались столетиями. У современной скрипки четыре струны. Они изготовляются из кишок овцы; четвёртая басовая струна обвивается проволокой, а первая теперь заменяется стальной струной, дающей более яркий звук. Верхняя часть корпуса скрипки—дека—делается из ели, а ниж­няя часть и боковые планки—из белого клёна. Без кор­пуса струны издавали бы очень слабые звуки. Корпус усиливает звуки струн, в точности повторяет их коле­бания.

Интересно отметить, что чем больше играют на скрипке, тем более красивые звуки она начинает изда­вать. Поэтому старые скрипки ценятся очень дорого.

Современная арфа также прошла долгий путь — от неприхотливой негритянской арфы с одной струной — к современному изящному инструменту с несколькими десятками струн.

Предшественники пианино и рояля также были менее совершенными; они имели всего около 20 клавишей и могли издавать звуки лишь одной силы. Только около 200 лет назад появились инструменты, способные изда­вать звуки разной громкости и имеющие до 90 клавишей.

Несмотря на то, что ухо человека слышит звуки в очень широкой области частот (от 16 до 20 000 колеба­ний в секунду), музыка не использует всех этих звуков. У рояля, например, самый низкий звук соответствует 27 колебаниям струны в секунду, а самый высокий — примерно 4000.

Звуки человеческого голоса ограничиваются ещё бо­лее узкой областью частот. У разных певцов, например, границы частот такие:

У баса…………………………………….. от 80 до 320

У баритона……………………………….. от 96 до 387

У тенора………………………………….. от 122 до 488

У контральто (2-й голос) . от 145 до 580

У сопрано (1-й голос) . . от 259 до 1 034

Для музыкальных звуков имеется особая азбука — ноты. Каждый звук может быть записан по этой азбуке, причём отмечается не только его высота, но и громкость и продолжительность. В этом отношении музыкант, играющий по нотам, получает от музыкаль­ного письма указаний больше, чем чтец от страницы книги.

Все музыкальные звуки делятся на 8 участков — октав. Каждая октава, в свою очередь, делится на 7 основных т о н о в: д о, ре, ми, фа, с о л ь, л я, с и. Любая нота одной октавы отличается по частоте от такой же ноты соседней октавы в два раза. Если, на­пример, нота м и одной октавы имеет частоту 160, то частота м и предыдущей октавы — 80, а ми последую­щей октавы — 320. Замечательно, что у всех народов, даже у тех, которые развивались изолированно от дру­гих, существует деление музыкальных звуков на октавы. Это объясняется той исключительной тонкостью, с какой ухо человека воспринимает звуки.

Для настройки музыкальных инструментов применяется обычно звук ля с числом колебаний 435. В нот­ной записи он обозначается так:

clip_image004

Category: Разное