Когда шепчут стены

 

Если вам приходилось когда-нибудь идти по длин­ному тёмному коридору, то вы, вероятно, обращали вни­мание на одно очень любопытное обстоятельство. При­ближаясь к концу коридора или к его повороту, вы как бы чувствуете уже на расстоянии стену, преграждающую ваш путь. Кто же предупреждает вас о приближении к преграде? Оказывается, эти предупреждения делает ваш собственный слух. Вспомните, обычно в таких слу­чаях вы стараетесь что-нибудь говорить, покашливать или, шагая, стучать ногами. Прислушиваясь к изменению этих звуков и не вдумываясь в причину явления, вы оцениваете расстояние, отделяющее вас от преграды.

Как это происходит?

Как луч света отражается от зеркала, так и звуковая волна отражается от больших поверхностей, стоящих на её пути. Для того чтобы звук дошёл до стены и, отра­жённый, возвратился к нам, потребуется некоторое время. Когда отражающая поверхность далеко, время для прохождения звука также сравнительно велико; когда же эта поверхность близка, звук возвращается скорее. Прислушиваясь к этим отражённым звукам, мы и оцениваем расстояние, отделяющее нас от стены или иной преграды. Особенно сильно это чувство развито у слепых. Очень часто слепые люди, впервые приходя в помещение, после нескольких произнесённых фраз до­вольно точно определяют его размеры на слух.

Мы различаем отдельные короткие звуки в том слу­чае, когда один звук следует за другим не чаще, чем

через ~ долю секунды. Если число отдельных звуков 15

больше 15 в секунду, то они нам покажутся одним не­прерывным звуком. Отбивая на барабане дробь, так, чтобы один удар за другим следовал чаще чем через

— долю секунды, мы не будем слышать отдельных 15

ударов,— они сольются в единый звук. Когда отра­жённая звуковая волна возвращается к нам быстрее

чем через ~ долю секунды, то она сольётся с пря- 15

мой волной от источника, изменяя силу его звука. Под­мечая это изменение, мы и оцениваем расстояние до стены.

На каком расстоянии должна находиться стена, чтобы прямой и отражённый звуки сливались в один? Это легко подсчитать. За одну секунду звук проходит

340 метров. За долю секунды он пройдёт 340:15 = 23 метра. Так как звук делает два конца — до стены и обратно, то стена должна быть не дальше 23 : 2= 11,5 метра.

Прежде чем звуковая волна совершенно затухнет, она в небольшом помещении сотни раз отразится от стен, потолка и пола. В этом случае последний отражён­ный звук достигнет нашего уха спустя несколько секунд. В продолжение всего этого времени будет ощущаться постепенно уменьшающийся гул. Этим и объясняется гулкость пустых помещений. Нередко люди делают лож­ное заключение о силе своего голоса, пробуя петь или декламировать в такого рода комнатах. Сравните впе­чатление от собственного голоса, когда вы поёте в пустой комнате и затем в комнате, заставленной ме­белью, устланной коврами, задрапированной шторами,— и вы убедитесь в этом.

Отражение звуковых волн обязательно принимается в расчёт при постройке общественных зданий. Так, на­пример, в зрительных залах театров, во избежание неже­лательных отражённых звуков, стены и потолки не делают сплошными и гладкими; их обивают звукопогло­щающим материалом, развешивают шторы, занавесы, устанавливают мягкую мебель, устраивают всевозмож­ные ниши и балконы. Звук сильно поглощается такими предметами и не отражается. Зал, предназначенный для большого оркестра, обычно мало пригоден для собраний. Речь в таких залах становится или мало разборчивой, или неестественно глухой. Напрасно в этих случаях некоторые ораторы стараются кричать, желая быть всеми услышанными. Это ни к чему не приводит. С по­вышением силы голоса возрастает и сила мешающих отражённых звуков.

Явление отражения звуков в некоторых помещениях приводит к интересным результатам. Вот два примера.

Если говорить шепотом у внутренней стены собора св. Павла в Лондоне, то этот шепот можно слышать в любом месте, даже на противоположном конце этого огромного здания; при этом необходимо только стать достаточно близко к стене. Создаётся впечатление, будто шепчут сами стены.

Другой пример. Около одного из итальянских горо­дов есть грот; его называют «Ухо Дионисия» (рис. 14).

clip_image002

Рис. 14. Схема распространения звука в гроте „Ухо Дионисия"

Благодаря особой форме свода этого грота в нём есть два удивительных места; они отмечены на рисунке циф­рами 1 и 2. Всё, что вы говорите, находясь в месте и так отчётливо слышно в месте 2, что можно подумать, будто говорят именно здесь. В промежуточных местах, лежащих значительно ближе к месту 1, совершенно ничего не слышно. Разгадка этого странного на первый взгляд явления в том, что звуки, идущие из места 1, отражаются от свода так, что вновь все собираются в месте 2.

Многие читатели вспомнят подобные явления, встре­чавшиеся в их жизни, и дадут им теперь правильное толкование.

Category: Разное