ЧТО ТАКОЕ ПЛАНЕТЫ И ЗВЁЗДЫ?

вращения эти планеты заметно сплюснуты у полюсов, в особенности Юпитер и Сатурн.

Рис. 13 показывает, в каком порядке планеты дви­жутся вокруг Солнца. Наша Земля оказывается третьей планетой по расстоянию от Солнца. Первая от Солнца планета — Меркурий — в два с половиной раза ближе к Солнцу, чем Земля. Самая далёкая — Плутон — в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля.

clip_image004

Рис. 13. Движение планет вокруг Солнца

Вокруг большинства планет обращаются спутники, сопровождающие планеты в их движении вокруг Солнца, подобно тому как Луна сопровождает Землю. У Юпи­тера учёные открыли с помощью зрительных труб одиннадцать спутников, у Сатурна — девять, у Ура­на — четыре, у Марса — два, у Нептуна и Земли — по одному. У Меркурия, Венеры и Плутона спутники не обнаружены.

Вокруг Сатурна кроме девяти спутников обращается кольцо. Его можно различать даже в сравнительно не­большие зрительные трубы. Оно не сплошное, а состоит из отдельных маленьких телец, в огромном количестве движущихся вокруг Сатурна.

Между Марсом и Юпитером вокруг Солнца движутся многочисленные небольшие планетки, называемые «ма­лыми планетами». Самая большая из них имеет попе­речник около 800 километров, самая маленькая — один километр. К настоящему времени учёные от­крыли уже свыше 1500 малых планет, но действительное их число должно быть значительно больше.

Как ни велики расстояния до планет, всё-таки они во много раз меньше расстояний, отделяющих нас от звёзд. Даже самая близкая звезда почти в 300000 раз дальше от нас, чем Солнце. Благодаря такой огромной своей уда­лённости звёзды, которые представляют собой в действи­тельности такие же огромные и яркие светила, как наше Солнце, кажутся нам слабо светящимися огоньками на тёмном ночном небе.

Сколько звёзд на небе? Не думайте, что на ночном небе простым глазом, без помощи зрительной трубы, их можно насчитать очень много. Не более трёх тысяч. Но в самые большие из зрительных труб видны тысячи миллионов звёзд.

Очень возможно, что вокруг многих звёзд движутся их спутники — планеты, подобные планетам, окружающим наше Солнце. Но рассмотреть их в современные зри­тельные трубы из-за удалённости звёзд от Земли невоз­можно.

Хотя нам и кажется, что звёзды не меняют своего взаимного расположения, в действительности это не так. Все звёзды движутся с очень большими скоростями, и их движение постепенно изменяет знакомые нам фигуры созвездий. Но это происходит чрезвычайно медленно, опять-таки из-за огромной удалённости звёзд от Земли.

Сейчас твёрдо установлено, что наше Солнце является рядовой звездой, одной из многих.

Страница 2 of 212