Ваня, — никаких претензий не принимаю. Завтра с утра идем на речку и будем плавать, как караси. Кстати, есть ли в этом гостеприимном доме мыло? Левка, найдешь мне мыло?
— Найду! — отвечал Лева с полной готовностью.
— То-то! — заметил дядя Ваня. — Ты ведь небось и не подозреваешь, какой это замечательный математический инструмент — мыло! Верно я говорю, дедушка Тимоша?
— Совершенно справедливо, — серьезно ответил дедушка, на которого воззрилась вся Тускарийская команда. — Есть на свете мыльные пузыри и иные полезные вещицы для вашего брата, Тускарий- ского следопыта.
— Тускарята-следопыты!—с величайшим удовольствием произнес Вовка. — Вот это имечко! Вот мы кто такие!
Ранним утром в понедельник, когда еще ребята спали, папа с дядей Ваней укатили в город. Вовка с большим огорчением убедился в этом. Веселый басистый дядя Ваня, снабдивший его несколькими совершенно невероятными словечками, вроде «чудесорум», не выходил из головы.
— Дедушка, — сказал он, как только увидал Тимофея Иринар- ховича, — а что это такое дядя Ваня говорил, что у него один да один получается три? А ты слушал да поддакивал. Что же это такое?
— Да, — сказал дед, посматривая куда-то вдаль, — бывает, бывает! Ты должен был бы догадаться. Загадка-то не больно хитрая.
— Как не хитрая! — возмутился Вовка.—А потом ты сам еще сказал, что два да два будет восемь. Как это такое?
— Ты, вероятно, думаешь, что «один да один» это сумма, то есть значит «один плюс один»?
— Ну да!
— А может быть, просто две единицы подряд стоят…
— Так тогда это будет одиннадцать! — И Вовка нацарапал на песочке прутиком:
— Необязательно, — сказал дедушка, посмеиваясь и качая головой,— необязательно, мой хороший. Нет, нет! Я вижу, ты кое-что позабывать стал. Я тебе покажу сейчас одно деление, а ты попробуй- ка разберись. Вот оно:
213113 [ 3211
13022 Г23——-
22233 22233
— Вот так деление! — произнес в полном недоумении Вовка. — Дважды один — два, это верно; дважды один—два, тоже верно; а дальше? Нуль откуда взялся? Дедушка, я не пойму.
— Не торопись! — посоветовал дед, вытаскивая свою трубку и объемистый кисет с табаком. — Куда нам с тобой торопиться?.. Подумай лучше хорошенько. Погляди, какие здесь знаки, разберись.
— Из одиннадцати два вычитает — и получается три! — в еще большем недоумении плаксиво сказал Вовка. — А это не просто так у тебя, дедушка?
— Нет, нет, — поспешно возразил дед, — тут все правильной Давай я тебе попроще в этом роде напишу:
1+ 3 = 10, 20—12= 2, 13 • 2=32.
Ну, а деление ты уже видел. Рассуди-ка, в чем тут дело?
— Не знаю! — сказал Вовка с возмущением.— Нет, ты нарочно! Вижу, что нарочно! Не хочу…
— Вова, — сказала мама с удивлением, услышав этот разговор,— что это ты? Неужели ты с дедушкой ссориться