что-то тут такое тиха- рем выводят на песочке палочкой, а мы ничего и не знаем!
— Форменное предательство! — подтвердил рассерженный Ника.
— Вот что я вам скажу! — заявила Веточка. — Либо вы нам все решительно сейчас расскажете, что вы тут такое придумали, либо мы с вами ссоримся на всю жизнь… то есть самое уж малое на целую неделю!. и сейчас же уходим и забираем Нику, который не такой, как вы, и на подобные поступки не способен!
— Да уж так и быть, расскажем, — сказал дедушка, выпуская огромнейший клуб табачного дымка под самую сирень.
Оттуда сейчас же выпрыгнул серый кот Тереха и взглянул на деда в высшей степени пронзительно.
— Виноват, — вежливо ответил дед на эту котовью негодующую ужимку, — обеспокоили вас!..
Кот взглянул на дедушку возмущенно и медленно удалился, надменно и свирепо помахивая хвостом.
— Даже Теренций кот и тот с вами разговаривать не желает! — сейчас же придралась Веточка.
— Да расскажем! — крикнул Лева. — Сами куда-то пропали, а мы виноваты. Говорили о двоичной системе счисления и…
Девочки и Ника выслушали все внимательно, а затем Веточка сказала:
— Это хорошо. Мы с Ташенькой тоже об этом думали. Эта система очень похожа на старинную побасенку: «стрижено — брито»…
— Вот уж не вижу никакого сходства! — сказал в недоумении Лева.
— Хмм… — произнес дедушка, прищуривая глаз, в который забрался едкий табачный дым, — н-нет, пожалуй, это не так уж плохо.
— Да в каком смысле? — спросил Ника.
— А вот в каком, — объяснила Наташа: — две цифры, нуль и единица, то есть либо то, либо другое. Третьего уж быть не может. Либо верно, либо нет. Или так, или сяк.
— Стрижено — брито! — сказала Веточка.
— Если припомнить, — не спеша вымолвил Вася, — что мы здесь говорили о сигнализации лампочками при помощи двоичной системы: горит — это единица, не горит — нуль, то выходит, что они правильно говорят. Если я считаю что-нибудь верным, я могу это назвать единицей, а если неверно — то нуль. Вместо системы «единица — нуль» беру систему «да — нет».
— Так-то оно так, — вымолвил Ника, — но тогда я не совсем понимаю, к чему все это? Какой от этого толк?
— Скажи, пожалуйста, Никита,— спросила Веточка, — а ты помнишь эту задачку тети Веры насчет Несвоимгов и Скалоустров? Ведь там как раз так и выходит. Вся и задача в том состоит, чтобы рассудить именно насчет «да» и «нет». Разве ты с этим не согласен?
— С этим я согласен, — отвечал Никита.
— Ну вот мы об этом и говорим, — заключила Наташа. — Вспомни геометрию. Когда ты теорему доказываешь, ты так ведь и говоришь: допустим, что это может быть не так, как мы сперва предположили. А потом находим, что допустить этого нельзя, потому что получается противоречие, — и отсюда мы выводим, что первое наше предположение справедливо…
— Ну да! —