самой поверхностью Мебиуса…
— Не с самим Бушмейстером! — ввернул Вовка.
— … а только с его моделью, то мы и говорим устами нашего докладчика: «ползет с той и с другой стороны». Я это напоминаю к тому, чтобы вы не забыли, что сторона-то все-таки одна, а только на модели их две.
— Непонятно, — возразила Веточка, — как же это так?
— Нет, ясно, — ответил ей Лева. — Модель сделана из бумаги, так ведь?.. Следовательно, у нее — у бумажной ленты — можно различать две стороны. Жук, когда полз, так и делал. И точка, двигаясь по геометрической поверхности, ползет не по ней, а сквозь нее! Проникает на обе стороны бумажки, как клякса на промокашке.
— А тогда, — продолжал докладчик, — получается, что она — точка! — приползет на старое место вдвое скорей жука, потому что ей не надо обползать всю ленту — хватит и половины! Ясно?
— Как будто ясно, — отвечала Наташа. — То есть ее видно, когда она на модели достигает того места, которое как раз находится под тем, с которого началось путешествие.
— Верно, — ответил дед.
— А теперь дальше! — продолжал Вовка, оглядывая слушателей с торжествующим видом. — Вот у нас на модели проведена посередине голубая полоса. Проведена и сверху и снизу. Это у нас будет речка, которая называется Речка-быстротечка. Если бы мы пустились в плавание по этой нашей речке, то тут ничего особенного не случится, будет точь-в-точь, как с точкой, вот как я сейчас говорил. Но если пойти просто по берегу этой речки, то тут-то и начнутся самые удивительные чудеса. Пускай у нас точка идет по берегу… вот я показываю, как она идет. Вот она пошла отсюда — я на этом месте, откуда она отправляется, ставлю красненький крестик. Вот, значит, она пошла… идет… идет… А вы не забудьте, что плоскость наша толщины не имеет! И она пришла сюда, на это место и как раз находится на другом берегу, напротив моего крестика…
— На другой стороне листа… — пробурчал Лева.
— Не понимаешь! — презрительно отвечал ему докладчик. — Ведь тебе, кажется, русским языком сказали: толщины нет! Значит, точку видно и с той и с другой стороны. Ты даже и не можешь на самом деле разобрать, по какой стороне она идет — она видна с той и с другой стороны… Вот она приходит на это место — и получается… Ну-ка, скажи сам, что получается?
Лева что-то забормотал, но Веточка проворно перебила его:
— Получается, что точка, не переплывая речку, оказалась на другом берегу!
— Правильно! — с удовольствием подтвердил Вовка, секретарь и докладчик.—А если она теперь пойдет дальше, то вернется на свое старое место — значит, еще раз перейдет на другой берег речки, не переплывая и не перебираясь через нее.
— А что будет, — спросила Наташа, — если через речку выстроить мостик?
— Мостик? .. — переспросил Вовка, Ьпасливо оглядываясь