обходить друг друга не могут. На разъезде у нас в начальной позиции стоят шашки первая, вторая и пятнадцатая, а на четвертом месте разъезда — нуль-пустышка. Кроме того, есть еще две поучительные позиции, тоже с барьерами. Вторая на
зывается «двое часовых»; в этой позиции легко обойти не только две, но и одну шашку. Правда, это достигается тем, что в позицию вводятся некоторые особенности. Рассказывать, в чем тут дело, долго ,и может показаться, пожалуй, кое-кому не только скучным, но даже и ненужным, поэтому мы только показываем эту позицию. Кто заинтересуется, тот сам найдет в ней немало интересного. Третья называется «четверо в дозоре, одиннадцать в походе», где можно делать еще более интересные перемещения. Попробуйте! И найдете немало любопытных вещей.
— Интересно!— произнесла Веточка. — Одна позиция называется «двое часовых», откуда я заключаю, что в ней две шашки стоят, а остальные двигаются. Так я рассуждаю или нет?.. А в этой позиции — «четверо в дозоре, одиннадцать в походе» — вероятно, целых четыре шашки стоят, пока другие одиннадцать двигаются?
Вовка хитро посмотрел на Веточку, покачал головой, но кончил тем, что положил себе палец на губы. Это, по-видимому, означало, что он ничего рассказывать не собирается и предоставляет своим товарищам самим докопаться, в чем дело с этими хитроумными барьерными позициями.
Веточка усмехнулась, пожала плечиками и взглянула на дедушку. А дедушка посмотрел на нее, потом на Вовку и, невзирая на негодующие жесты своего внука, сказал так:
— Во всех трех наших барьерных позициях маршруты устроены примерно так же, как они устроены в нашем «благоразумном». Шашки могут обходить другие только на разъездах. Если мы возьмем позицию, которая именуется «двое часовых», то в левом верхнем углу ее имеется разъезд, где шашки могут обходить друг друга. Вовушка уже вам намекнул, что в «благоразумном», как, впрочем, и в «убедительной», можно обойти не только две шашки, но даже и одну — правда, за счет того, что некоторая пара шашек образует инверсию… Попробуйте-ка проверьте это указание! Что же касается позиции «двое часовых», то она устроена посложнее, хотя и в ней вся вереница шашек тоже двигается целой лентой, как в «благоразумном». Например, если взять наших «часовых», то ясно, что (см. чертеж на стр. 125) можно двинуть вперед всю вереницу шашек, оставив первую шашку в левом верхнем углу:
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 2;
затем идет вторая серия ходов (каждая серия по четырнадцати ходов):
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 2, 3; теперь — третья серия из четырнадцати ходов:
4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 3,