петлю.
— И как же быть?
— Как быть?.. Дедушка, а ты не знаешь, как тут быть?
— Нет! — ответил дедушка. — Откуда мне знать?
— Тогда, — сказал совершенно растерявшийся Вовка, — я бы. я бы… Знаешь, Ника, я пошел бы назад.
— Отлично! — сказал дед. — Умник, не подвел деда!
— Верно! — подтвердила Веточка. — Ты действительно должен пойти назад, пока не выйдешь к тому перекрестку, откуда начался твой последний путь… лучше даже сказать — последний отрезок твоего пути, тот самый, который и привел тебя к уже пройденному коридору. Это ведь и есть как раз тот самый случай изъятия петли, который предусмотрен правилом двух знаков: второго и третьего. Вот я начертила, смотри: путь до встречи с ниткой обозначен сплошной линией, а пунктиром показано, что следует делать дальше.
— И у меня тоже есть для Вовочки вопрос,—заявила Наташа.
— Пожалуйста! — сказал Ника.
— Представь себе, Вова, что ты, будучи героем Тезеем, дошел до центра страшного Критского лабиринта, сразился там, в самом центре, с людоедом Минотавром, поразил его своей палицей и думаешь идти обратно. А на земле у входа в центр лежит твой моточек, который, конечно, размотался и стал совсем тоненьким. Тебе пора идти назад. Как ты здесь должен поступить, чтобы как можно поскорей добраться до выхода? Ну-ка?
— Пойду назад… — ответил Вовка, — ну… по ниточке.
— Это верно, — сказала Наташа, — но тогда ведь тебе придется опять заново обходить все те закоулки, когда тебе приходилось кружить, возвращаться назад, вот, когда ты ниточку свою встречал. А нельзя ли этого избежать, как ты думаешь?
Вовка вздохнул и молча пожал плечами.
— А покороче как-нибудь разве дойти нельзя, Вовушка? — спросил дед. — Подумай- ка! Нитка ведь у тебя там крепко прикреплена, у входа в лабиринт, не оторвется? А? ..
— Нет, — сказал в сомнении Вовка,— не оторвется… A-а, понял! Можно пройти поскорее.
— Как?
— Потяну к себе потихонечку ниточку к центру — она у меня изо всех закоулков и вылезет. А тогда я прямо и пойду к выходу.
— Имей в виду, — заметил ему Лева,— что ты только тогда можешь ее так вытащить, если шел правильно. А если ты путал, то не только из центра, а даже и от самого входа можешь не вытащить. А ведь мама велела, чтобы цело было, помнишь?
— Будет тебе, Левка! — сказал дед. — Он все нам сказал верно. Старайся, Вовушка, так и надо!
— Правильно! — сказал Ника. — Молодец секретарь!
И все тускарийцы захлопали в