Паровая турбина. Схематическая модель

Самый быстроходный двигатель — паровая турбина. Она дает до 30000 оборотов в минуту.

Колесо паровой турбины похоже на мельничное колесо. Разница та, что его лопатки имеют вид ложек и поставлены косо, как у водяной турбины. К колесу, а иногда к целому ряду таких колес, посаженных на общий вал, подведены паропроводные трубы, бьющие мощной струей пара на лопатки и заставляющие турбину вращаться с огромной скоростью. image Еще в 1629 году римский механик Бранка изобрел „толчею" (рис. 83). В описании было указано, что она приводится в движение струей пара, ударяющего по лопастям колеса. Такая машина осуществлена не была, но идея воплотилась в современных паровых турбинах. Модель, отдаленно напоминающую паровую турбину, можно построить самому из консервной банки с узким пароотводом и колесом с лопастями, посаженным на ось. Стойки оси укреплены на крышке жестяной банки, играющей роль парового котла (рис. 84).

Иван Иванович Ползунов — механик завода в Барнауле (на Алтае) — во второй половине XVIII века создал проект и построил, впервые в мире, паровую машину. 23 мая 1766 года, через неделю после смерти талантливого изобретателя, машина начала работать.

Это изобретение было вскоре заброшено, и первым изобретателем паровой машины ошибочно стали называть англичанина Уатта, хотя он построил свою машину на двадцать лет позже „огненной машины" Ползунова.

Уральские мастера — Ефим Черепанов и его сын Мирон — в 1832 году построили первый русский паровоз, который был назван „сухопутным пароходом". Это начинание в царской России не нашло поддержки, было забыто и заброшено.