Волчек. Знакомство.

Волчок, кубарь, юла…

У кого из ребят не вызывала восхищения и любопытства эта забавная детская игрушка?

В представлении большинства взрослых волчок — тоже всего лишь занимательная игрушка. Очень немногие представляют ее значение для техники. А между тем волчок — важнейшая деталь ряда приборов и механизмов. Без этой «игрушки» многое в технике оказалось бы невозможным или трудно осуществимым.

Об основных замечательных свойствах волчка, о том, как волчок используется в технике, мы и расскажем в этой книжке.

Пытливо всматриваясь в происходящее вокруг нас, нетрудно обнаружить много удивительных явлений.

Все знают, например, что устоять на кончике пальцев одной ноги невозможно. Но одна из фигур балетного танца, так называемое фуэте, казалось бы, опровергает это (рис. 1).

Секрет раскрывается очень просто. В фуэте балерина быстро вращается. Опытные танцоры прекрасно знают, что такую фигуру тем легче выполнить, чем быстрее вращение.

Жонглеры нередко исполняют довольно оригинальный номер с ножами. Подбрасываемые один за другим, ножи сохраняют все время строго определенное положение в пространстве (рис. 2),

Внимательно понаблюдав за действиями жонглера, мы обнаружим, что подбрасываемые ножи быстро вращаются вокруг оси, проходящей вдоль лезвия и рукоятки. Попытавшись подбросить не вращающийся нож, мы заметим, что он падает беспорядочно.

Попробуйте удержать тарелку на тонком стержне.

image

Рис. 1. Балерина, исполняющая фуэте.

image

Рис. 2. Жонглирование быстро вращающимися ножами.


Это легко удастся, если она быстро вращается. Опытный жонглер манипулирует сразу несколькими тарелками, вращающимися на стержнях (рис. 3).

Удивительного успеха достигает жонглер с быстро вращающимся шаром, легко удерживая его на кончике пальца. Затем вдруг шар оказывается на туго натянутой веревке, свободно перемещаясь по ней. С веревки артист снимает шар кончиком меча; шар «пробегает» по лезвию, перекатывается на руки жонглера, затем на спину, со спины на другую руку.

Не успеют стихнуть аплодисменты, как артист приступает к «номеру», еще более изумительному по своему эффекту. Жонглер начинает вдруг бросать к зрителям одну за другой несколько шляп. Шляпы, пролетая вереницей над головами зрителей, постепенно «набирают высоту». Затем, к изумлению публики, описав небольшую дугу, они возвращаются в руки артиста.

Пристально наблюдая за

Страница 1 of 312...Last »
Category: Волчoк