В борьбе с микробами и вирусами

он)

image

Рис. 22. Вирусы гриппа в электронном микроскопе.

каждый раз разбавлялся соком следующего растения. С каждой прививкой его должно было становиться всё меньше и меньше.

В конце концов токсин должен был оказаться настолько разбавленным, что уже не смог бы вызвать у растений заболевания.

Однако в действительности получалось обратное. Сок больных растений всё время как бы усиливал свою способность вызывать заболевание, становился всё более ядовитым. Значит это не токсин, решил Ивановский, а какие-то мельчайшие микробы, которые проникают сквозь поры фильтра и беспрепятственно размножаются. Они были названы ультравирусами.

Учёные-микробиологи не сразу поверили в это открытие, но Ивановский целой серией блестящих опытов подтвердил свою гениальную догадку.

image

Рис. 23. Так выглядят элементарные тельца оспы в оптическом (вверху) и в электронном (внизу) микроскопах.

Однако увидеть ультравирусы Ивановскому так и не удалось. Самые лучшие оптические микроскопы были бессильны проникнуть в мир вирусов.

Открытых русским учёным мельчайших возбудителей болезней люди увидели только тогда, когда был создан электронный микроскоп.

Применённый для исследования природы микробов и вирусов электронный микроскоп дал возможность

image

Рис. 24. Вирусы мозаичной болезни табака при увеличении в 20 000 раз.

проследить их рост и развитие. Исследователи узнали, как питаются, размножаются и умирают бактерии. А зная во всех подробностях особенности существования бактерий, учёным стало легче находить способы их быстрейшего уничтожения, так как появилась возможность изучать воздействие на микробов различных лекарственных средств.

Иногда думают, что грипп — лёгкое, быстро проходящее заболевание. Но это не так. В 1919—1920 гг. эпидемия гриппа (испанки) охватила весь мир. Она пронеслась по земному шару и унесла в могилу около двадцати миллионов человеческих жизней. Это была тяжёлая форма гриппа, вызванная чрезвычайно ядовитыми вирусами.

С помощью электронного микроскопа вирусы гриппа были обнаружены. Они имеют форму шариков (рис. 22). Удалось даже измерить их величину. Диаметр их равен примерно 80 миллимикронам, то-есть 8 стотысячным долям миллиметра.

В настоящее время наука