Электрические заряды и электрический ток

коробочке.

Теперь поместим тот же пробный заряд в место, обозначенное буквой Г. Положительный заряд, спрятанный в коробке, оттолкнёт его. Таким образом, мы можем заключить, что в коробке есть два разноимённых заряда: положительный—слева и отрицательный — справа.

Но если мы будем помещать пробный заряд далеко от коробки, обе силы — и притяжения и отталкивания — будут так малы, что пробный заряд не «почувствует» их действия, тем более, что обе силы направлены в противоположные стороны. Для успеха этого опыта необходимо применить подходящее «пробное тело» и поднести его достаточно близко к исследуемым зарядам.

Опыт показывает, что при трении любых двух тел электризуются всегда оба тела и таким образом, что заряды обоих тел равны по величине и противоположны по знаку. Это сразу наводит на мысль, что при трении заряды не создаются вновь, а просто разделяются. Иными словами, всякое незаряженное тело заключает в себе равное количество положительных и отрицательных зарядов. При трении часть зарядов переходит от одного тела к другому, и тела оказываются заряженными разноимённо.

Особую роль в развитии науки сыграло изучение движения зарядов внутри вещества — электрического тока. Практическое использование электричества почти целиком основано на применении электрического тока, поэтому развитие науки об электричестве шло в тесной связи с электротехникой.

Было установлено, что среди различных веществ имеются проводники электрического тока и изоляторы; что вблизи проводника, по которому течёт ток, обнаруживаются магнитные силы, а внутри самого проводника непрерывно выделяется тепло.

Электрический ток был быстро внедрён в практику: с помощью тока были получены новые элементы (калий, натрий), русский учёный академик В. В. Петров в 1802 г. открыл электрическую дугу (дуга Петрова), появились телеграф и телефон; благодаря трудам русских изобретателей Яблочкова и Ладыгина получило широкое распространение электрическое освещение; появились мощные электростанции: заводы стали оснащаться электродвигателями. Девятнадцатый век стали по праву называть веком электричества.

Для развития электротехники необходимо было глубокое понимание природы электрических явлений. Учёные неутомимо занимались их изучением.

Важнейшим успехом науки в этой области надо считать открытие электронов и выяснение их роли во всех электрических явлениях.

Страница 2 of 212
Category: Электроны